Ведение бухгалтерского учета крупного предприятия, небольшого ООО или ИП различаются. Во-первых, различия могут быть по ведению учета. Предприятия при определенных объемах деятельности обязаны вести учет по общей системе налогообложения, ведение бухгалтерии ООО основано на выборе между общей и упрощенной системой, ИП могут вести бухгалтерский учет, а могут ограничиться подачей декларации о вмененном доходе по установленной форме с фиксированной суммой платежа. Порядок предоставления отчетов с целью налогообложения определяется в налоговом кодексе Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель должен выбрать лишь систему учета, а, следовательно, и налогообложения, которую он будет применять. При этом стоит рассмотреть:
- общую схему налогообложения - ОСН;
- систему - ЕНВД - налога на вмененный доход;
- упрощенную специальную систему - УСН;
- порядок – ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога.
Общая система включает ряд налогов обязательных к оплате индивидуальным предпринимателем. Виды платежей могут меняться, в зависимости от характера деятельности. Обязательными для всех налогоплательщиков по общей системе обложения являются:
- НДС - налоги на добавленную стоимость – вычисляется по ставкам 0 %, 10 %, 18%;
- НДФЛ - налоги на доходы физических лиц – 13%;
- единые социальные налоги ЕСН –30%.
Для всех систем существуют налоги, которые подлежат оплате, есть, от которых предприниматель освобождается. Но существует и
ведение бухгалтерского учета ИП, где предоставляется отчетность в налоговую инспекцию по месту совершения предпринимательской деятельности, для подтверждения величины полученного дохода, с которого собственно и уплачиваются налоги. Предпринимателю, без специального образования сложно будет самостоятельно с этим разобраться, особенно это справедливо для общей системы налогообложения. А ошибки здесь не прощаются. Задержки и недоимки платежей выявляются, и к нарушителям применяются различного рода штрафные санкции, и начисляется пеня. В чем-то общая система налогообложения выгодна, но и в то же время наиболее трудоемка в плане учета. Придется нанимать бухгалтера, заводить кассу. С 2013 года хотели ввести бухучет общего с юридическими лицами вида, но пока что передумали. Хотя есть плюс в том, что при использовании общей системы обложения налогом индивидуальный предприниматель может выделять НДС, кстати, это поможет в ведении дел с крупными организациями (они это приветствуют). Но это практически единственный положительный момент, и если есть возможность, желательно избежать подобных экспериментов.
Какие же преимущества нам дает та или иная система налогообложения? Вопрос очень сложный, и так как мы имеем дело с государственной структурой, обратимся к закону. По закону о предпринимательстве на территории Российской Федерации один человек может зарабатывать разными видами деятельности одновременно. По тем видам деятельности, где будущий бизнесмен может определиться самостоятельно, причем по каждому в отдельности необходимо принять решение в наиболее выгодном для себя ключе.
Определенно, специальные системы, гораздо выгоднее общей. Освобождение от множества налогов, упрощенный отчет и многие другие нюансы. При таком ведении дел можно нанять приходящего бухгалтера или организовать ведение бухгалтерии онлайн.
Упрощенка освобождает от бумажной волокиты. Рядовой мелкий предприниматель знает, как съедаются не особо большие доходы платежами в Пенсионный фонд, а «упрощенка» разрешает и все пенсионные отчисления и в соц. страх вычитать из облагаемой базы. Тем, чем вы собираетесь заниматься, уже кто-нибудь занимался до Вас. Открывая свой бизнес надо проконсультироваться, присмотреться. В общем, такие решения на пустом месте не принимаются. Если предприниматель не подпадает под ЕНВД, то целесообразнее всего выбрать упрощенную систему, а по доходу или расходу можно определиться, примерно просчитав процесс предполагаемой деятельности.