Теория двойственного мышления

Мы написали для Вас интересные статьи, надеемся они будут Вам полезны.
Теорию двойственного мышления Д.Канемана демонстрирует простой тест. Максимально быстро прочтите слова, указанные на рисунке снизу и засеките время. Затем максимально быстро назовите названия цветов, которыми написаны слова и тоже засеките время. Т.е. сначала вы произносите – желтый, синий, оранжевый, красный и т.д., а затем – желтый, оранжевый, синий, красный и т.д.

Сравните это время. Уже в процессе называния цветов вы ощутите конфликт между задачей, которую намеревались выполнить, и автоматической реакцией, которая этому мешала.

Этот рисунок еще называют «тестом на выявление шпионов», поскольку если человек знает язык, которым написаны слова, то ему сложно произносить другое слово названия цвета.

Рисунок 1. «Тест на выявление шпионов»
Интересно, что этот же тест показывается на занятиях по правополушарному рисованию как демонстрацию право и левополушарного восприятия.

В своей книге «Думай медленно... решай быстро» Дэниэль Канеман приводит еще несколько рисунков для демонстрации ментальных конфликтов.
Первое задание состоит в том, чтобы посмотреть обе колонки, проговаривая вслух, крупно или мелко напечатано каждое слово. А второе – снова просмотрите обе колонки, говоря справа или слева от центра напечатано каждое слово.

И здесь также ощущается конфликт между тем, что мы видим и что произносим.
Рисунок 3. Иллюзии
Измерив отрезки внутри стрелок, вы (ваше медленное мышление – Система 2), обрели новое убеждение, что отрезки одной длины.

Но вы все равно видите, что отрезок внизу длиннее. Вы решили верить измерениям, но вы не можете остановить быстрое мышление (Систему 1). Вы не можете принять решение видеть отрезки одинаковыми, хотя вы знаете, что так оно и есть. Единственное, что можно сделать, чтобы противостоять иллюзии, – это научиться не доверять своим впечатлениям.



Конфликт между автоматической реакцией и намерением ее контролировать встречается в нашей жизни сплошь и рядом.

Всем известно, как трудно не глазеть на странно одетую пару в ресторане или концентрировать внимание на скучной книге, когда вдруг оказывается, что мы постоянно возвращаемся к месту, на котором текст превратился в бессмыслицу. Одна из задач Системы 2 – преодолевать импульсы Системы 1. Иначе говоря, Система 2 отвечает за самоконтроль.

Система 2 - это сознательное мышление. Оно медленное, способно к анализу, учету всех факторов, оценки, поиска причинно-следственных связей и т.д. Сознательное мышление требует значительных ментальных усилий. И именно в результате его деятельности возникают рациональные решения.

Система 1 отвечает за автоматическое мышление и мгновенные ментальные реакции, для осуществления которых нам не приходится прилагать никаких усилий. Именно Система 1 ответственная за наше умение умножать 2 на 2 и заканчивать фразу "хлеб и ...".