Основатель украинской студии GSC Game World Сергей Григорович — легендарная личность в среде геймеров и разработчиков игр. В 20 лет Сергей уже был долларовым миллионером, в 23 — выпустил культовую игру «Казаки», в 29 — суперхит S.T.A.L.K.E.R. Суммарный тираж игр, созданных его студией, превышает 7 млн экземпляров. Четыре года назад Сергей решил бросить бизнес и «уйти на пенсию». Сейчас он живет на проценты от заработанных денег — свыше $1 млн в год, занимается мотоспортом и воспитывает детей. В минувшие выходные в ходе бизнес-фестиваля «Вся наша жизнь — игра» Григорович рассказал, как заработал свой первый миллион, почему воровство идей — это хорошо, и зачем нужно минимизировать уплату налогов. AIN.UA подготовил репортаж по самым интересным тезисам этого выступления.
Как заработать первый миллион
Коммерческая жилка была у меня с самого раннего детства — я искренне любил деньги. Любил большой, светлой и качественной любовью, какая бывает 1-2 раза в жизни. Я почувствовал это в 10 лет, когда поехал по программе обмена во Францию. Я привез оттуда две видеоигры и по приезду домой начал сдавать их в аренду одноклассникам по рублю в день. Я отбирал у детей деньги, которые им выделила мама на обед в школе, но понял, что на играх можно зарабатывать. В детстве у меня были некоторые комплексы. В 10 классе у меня была девушка, в которую я был по уши влюблен, считал, что у нас будут дети, мы проживем всю жизнь вместе и умрем в один день. Но она изменила мне с богатым парнем на дорогом мерседесе. В конечном итоге я эту девушку потерял. Это было настолько сильной мотивацией, что я сказал, что стану миллионером и никак иначе. Еще в школе у меня постоянно появлялись разные смешные идеи. Я хотел разрабатывать игровые джойстики, чертил, рисовал и даже ездил на завод, чтобы узнать сколько мне нужно денег на пресс-форму для запуска производства. У меня были десятки, если не сотни подобных идей. В один из дней мне попалась на глаза компьютерная игра Duke Nukem. Я увидел, что файлы англоязычной озвучки лежат в отдельном каталоге, перевел их на русский язык на трехдолларовый микрофон и предложил перевод самой крупной российской пиратской студии. Они взяли и издали игру с моей озвучкой. Тогда я выручил $1200 долларов, и это были мои первые существенные деньги. Идея была бредовая, реализация самая дешевая, но это было в нужное время и в нужном месте. После первого перевода я начал набирать профессионалов высокого уровня, которые могли ломать игры и переводить их. За каждую игру мы получали $1500-2000 при затратах на производство в районе $300-400. В месяц мы делали до 26 игр, параллельно издавая энциклопедии, обучающие программы и детские смешные игры. Мы занимались этим около двух лет и каждое из направлений приносило примерно по $500 000. Это и был мой стартовый капитал для создания GSC Game World. Я никогда не пользовался заемным капиталом. Я любил переложить риски на издателя, но все продукты финансировал самостоятельно. У меня есть принцип — я считаю, что если ты делаешь продукт, то должен тратить только свои деньги. Люди, которые тратят не свои деньги, не так внимательно относятся к процессу разработки и к рискам. Они занимаются самообманом, искренне убеждая себя, что все хорошо. Поэтому я бы очень советовал стартаперам воспользоваться моим опытом. Отложите в сторону идеи, на которые у вас нет денег, и делайте то, на что хватает средств.
Как воплотить идею в жизнь
Изначально у тебя есть идея, в которую никто кроме тебя не верит. Но если у тебя есть вера, то нужно закрывать глаза на все раздражающие факторы и заниматься только этим. Важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие. Ты не можешь себя заставлять что-то делать в течение десятилетий, если испытываешь дискомфорт. В наше время раздражающим фактором может быть что угодно — неудачно попавшийся компаньон, женщина, которая требует много внимания, еще что-то. Нужно стремиться к тому, чтобы твой рабочий день составлял 18 часов, и ты мог длительное время работать в позитивном духе. И если ты хочешь быть первым, то нужно пойти на жертвы и избавиться от любых факторов, которые отвлекают внимание. При этом, в нашей стране важнее идти по тактическому пути, чем стратегическому. Жизнь настолько непредсказуема, что нужно уметь решать проблемы здесь и сейчас. Планировать на длительную перспективу в этой стране невозможно. По крайней мере, у меня никогда не хватало ума, чтобы стратегически мыслить. Я вывел, что для успешного решения проблем нужно убрать негатив, обеспечить максимум свободного времени и решение проблем минимальной ценой. Зачастую я не обращал внимания на качество, но делал максимально быстро. Мне кажется, что у нас в стране эта стратегия наиболее выигрышная.
Забить на налоги
Жизнь — сложная штука. Я уже говорил, что нужно избавиться от всех раздражающих факторов. К сожалению, на сегодняшний день налоги — это один из них. Я слабо представляю счастливого человека, который вышел из налоговой и радуется, что все заплатил. Что такое государство? Это власть над населением, которое живет на его территории. А что такое власть? С детства я сделал вывод, что власть это такая штука, которая тебе рассказывает как жить. Это насилие, среда, которая бьет меня, если я делаю что-то не так, либо не трогает, если я молодец. Налоги — это не только вещь, которая уменьшает твою инвестиционную базу, а еще вещь, которая мешает делать новые проекты, потому что ты не знаешь, какими негативными эмоциями это обернется в налоговой области. В жизни важна некая справедливость. Она же важна и в бизнесе. Социальная справедливость в бизнесе — это справедливая конкуренция и набор правил, по которым работают компании. Эти правила должны быть обязательно одинаковыми для всех. И если для одной группы людей правила будут одни, а для другой — другие, кто-то из них будет в неравных конкурентных условиях. Если в нашей стране одна из компаний, которая занимается геймдевом, может вернуть НДС, а остальные не могут, то они проиграют конкурентную борьбу. Первая компания будет получать больше денег, лучших сотрудников, большую прибыль и, соответственно, займет лучшее положение на рынке. Что такое не платить налоги? Это минимизировать их уплату. Если вас не бьют и вы можете не заплатить — надо не платить. По той простой причине, что ваши сотрудники получат меньшие зарплаты, чем у вашего конкурента.
Единственный критерий успеха — деньги
С детства у меня было очень простое понимание успеха — успех у того, у кого деньги. Мне кажется, это единственный критерий, который позволяет оценить, насколько к этому человеку стоит прислушиваться. Многих людей, казалось бы, очень интересно и полезно слушать, но они не успешны. Экономист не может быть бедным — это какой-то нонсенс. К сожалению, если человек не готов к тому, что его будут обманывать, пользоваться и манипулировать, то вероятность, что он станет успешным, сильно падает. Наше общество может быть конкурентным, только если мы дадим больше прав и защиты тем людям, которые до этого их не имели. Я часто переписываюсь в Facebook по поводу прав геев, и решил, когда будет следующий гей-парад, то объявлю себя геем и приму в нем участие. Все очень просто — эти люди по какой-то причине не могут реализовать себя в нашем обществе, потому что к ним предвзятое отношение. Если обеспечить к ним нормальное отношение, мы получим аудиторию людей, которые способны развивать общество. Когда-то очень давно я услышал фразу, которая стала основополагающей в моей жизни. Жить честно — это не только душевное спокойствие, но и выгода. После этого я на протяжении жизни постоянно получал подтверждение, что в средне- и долгосрочной перспективе это всегда выгоднее. Я не помню ни одного поступка в жизни, когда я мог посмотреть назад и сказать, «а вот здесь надо было кого-то нагреть». Поступать честно было выгоднее всегда.
От простого к сложному
Всегда нужно рассчитывать на собственные силы. Как-то я слушал Черновецкого (Леонид Черновецкий — экс-мэр Киева, основатель инвесткомпании CIG) и он привел интересный пример. «У меня есть банк, вы приходите ко мне, берете кредит, при этом закладываете 3-комнатную квартиру, которая досталась вам от советского государства. На полученные деньги вы решаете купить в Одессе соленые помидоры, привезти их в Киев, продать и вернуть банку деньги. Это прекрасная идея, но вы не развиты на эти деньги в этом бизнесе. И вот случается следующая ситуация: вы везете помидоры из Одессы, в дороге случается мороз, помидоры пропадают, и банк забирает квартиру. Вы развиваетесь как бизнесмен, только если отказываетесь от заемного капитала. Очень важно, чтобы вы оперировали суммами, на которые развиты. Если же вы получаете деньги, на которые вы не развиты, то с большой вероятностью, вы их потеряете».
Воровство идей
Воровство — это плохо. Воровство идей — это хорошо. Современный мир настолько сложный, что любая идея уже является чьим-то плагиатом. Мир не сможет развиваться, если у идей будет авторство. Изначально у нас есть некий эмоциональный барьер — мы не хотим воровать идеи и хотим создавать собственные уникальные вещи. Проблема в том, что это не всегда работает. Законодательно идеи не патентуются и, как следствие, очень важно отказаться от такого барьера, как воровство идей. Воровать и компилировать чужие идеи так, как ты считаешь нужным для данного времени — это хорошо. Как только ты это принял, ты начинаешь собирать идеи и воплощать их, а не отказываться от них, потому что это уже есть. Установка должна быть одна — я украду и сделаю по-своему.
Философия заработка и затрат
Моя личная философия была следующая. Экономить нужно практически на всем. Лучше купить средство производства худшего качества, чем тратить максимум на получение конечного результата. Если вам нужно купить 3D-принтер, то нужно покупать самый дешевый и с ним пытаться реализовать идею. Если вы купите его дороже, конечный продукт будет более качественный, но на стартовом этапе непонятно окупится ли ваша идея. У меня есть хороший принцип — я никогда не тратил на одно начинание или покупку больше 10% своего капитала. Затраты на уровне 10% кажутся мне идеальной стратегией. Если вы покупаете квартиру, не нужно брать кредит в банке и тратить на нее последние деньги. Если бы у меня не было сбережений, чтобы потратить $150 000 на «Казаки», я бы решил, что это рискованно и не вкладывал в создание игры.