Для корректного ведения бухгалтерского учёта в некоммерческих предприятиях нужно учитывать специфику их работы. Главное отличие НКО от коммерческих фирм заключается в том, что деятельность организации ведётся не с целью получения прибыли. Чаще всего подобные учреждения функционируют в таких сферах как:
- культурно-просветительская;
- юридическая (на безвозмездной основе) и др.
Финансирование может быть полностью бюджетным, за счёт взносов общественных организаций, либо НКО могут быть полностью автономными.
При этом на законодательном уровне НКО разрешено вести предпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения основных задач предприятия. Это значит, что полученная прибыль не может быть распределена между участниками, а должна иметь исключительно целевое расходование. Поэтому при ведении бухгалтерского учёта требуется грамотное разделение поступлений/расходов по основной деятельности общественной направленности и по предпринимательской.
Специфика работы НКО подразумевает получение бюджетных средств и субсидирования, грантов и пожертвований, информацию о расходовании которых необходимо отражать в подробных отчётах. Существуют особые требования к подготавливаемой документации от организаций, предоставляющих денежные средства. Неправильный учёт может стать результатом признания нецелевого расходования средств, что приведёт к ответственности, в т.ч. уголовной.
На НКО так же, как и на коммерческие предприятия, законодательно возложена обязанность вести бухгалтерский и налоговый учёт и сдавать соответствующую отчётность. К стандартному пакету необходимо подготовить отчёт о целевом использовании средств и документацию в Минюст. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то дополнительно составляется отчёт о финансовых результатах
НКО может применять как УСН, так и ОСНО. При этом важно учитывать и особенности налогообложения (например, что входит в базу для расчётов, а что исключается; порядок взимания и размер налоговых ставок и др.), и актуальное законодательство, касающееся предоставления льгот.
Нередко у НКО возникают затруднения с составлением сметы предполагаемых поступлений и расходов денежных средств. Этот документ готовится либо под конкретное мероприятие, либо на определённый период (квартал, год). Максимальное следование плану и соблюдение требований к статьям затрат (например, в части заработных плат сотрудников) помогут избежать проблем с составлением отчёта о целевом использовании ресурсов.
Привлечение профессиональной команды бухгалтеров и юристов путём аутсорсинга к работе НКО способствует минимизации рисков как финансового, так и юридического характера.